Что такое песня?

Что такое песня? Зачём это вообще спрашивать? Каждый знает это, и все имеют свои любимые песни. Человек без песни прожить не может. Этот простейший и доступнейший жанр заключает в себе гигантский мир чувств, образов, мыслей.

Одно только количество песен показывает масштаб этого мира. Вокальная музыка является самой распространённой, это около половины всех музыки, а песня здесь на первом месте по количеству, широкой известности, распространённости.

Очень много жанров, разновидностей песен, групп постоянно обращаются друг к другу. Более чётко разграничивают две огромные группы: композиторская песня и народная песня. О народной песне будет посвящены отдельные статьи («Фольклор», «Народные музыканты»). Между этими двумя группами песен поддерживается непрекращающаяся взаимная связь. В классической музыке композиторы часто пользовались элементами народной музыки в виде точной передачи мелодии народной песни или использования её характерной отдельных черт. Но и некоторые композиторские песни уходят в народную музыку и существуют там порой далеко не в одном варианте. Например, так было с песней Блантера во время Великой Отечественной войны под названием «Катюша».
Какой же признак объединяет это многообразие? Если сравнить песню с иными вокальными жанрами, романсом и арией, то в каждом жанре объединены два неотъемлемых элемента – слово и музыка, но в отдельном по-своему. Песенная мелодия отражает общее настроение текста, общий его характер без передачи деталей и без выделения отдельных образов, отдельных интонаций речи. Поэтому в песенном жанре очень часто используется куплетная форма. Например, если первокуплетная мелодия детально передаёт все элементы стихотворения, то она может быть противоречива к последующему тексту. При передаче же общего характера, весёлого, шуточного или печального, лирического, мелодия равнозначно хорошо подойдёт к текстам всех куплетов. Подчёркивает разные особенности, вносит в куплет разнообразие песенный исполнитель. «Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьезное, строгое выражение», — говорил Глинка, и недаром. Обобщённость мелодии песни позволяет допустить и различные варианты слов.

Однако такое реализуемо лишь при условии, что новый текст имеет одни и те же стихотворный размер (ямб, брахиколон и так далее) и куплетное строение (чередование рифм, количество строк), что и первый текст. Есть песни, прожившие в разных вариантах и две, и три жизни. Песня, которая высмеивала французского полководца, «Бонапарту не до пляски» была очень популярна во время Отечественной войны 1812 года. Текст песни принадлежит поэту Коваленскому И., пели «голос», то есть на мотив «За горами, за долами», старинной песни. В годы Крымской войны на этот же мотив Лев Толстой сочинил собственную «Севастопольскую песню», которую сразу полюбили солдаты. Разные песни, разное время, но эти песни близкие по жанру – сатирическому, шуточному, они обладают одним и тем же стихотворным размером. А в арии или романсе новый текст – очень редкий феномен.

Привлекающие внимание песни сочиняют авторы-самодеятели, пишущие не только музыку, но и текст, и сами же исполняют их, чаще всего под гитару.

Всегда создавали большое количество песен, но не у каждой из них была долгая жизнь. Но из лучших авторских песен, как и из народных, можно написать в летописи жизнь страны, жизнь общества. Такая песенная летопись, которая запечатлела наиважнейшие события истории России, есть советская песня. Песня «Священная война» Александрова А. В. Назвали «музыкальной эмблемой» Великой Отечественной войны. Эмблемой международной борьбы за мир на планете в послевоенные годы стал «Гимн демократической молодёжи мира Новикова А. Г. Комсомольская повесть, повесть об участии комсомольцев в строительстве коммунизма есть песни Пахмутовой А. Н.; жизнь и дела молодых ленинцев рассказывают её песни про пионеров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *